-Саид. Завтра у нас с Леной свадьба. Ты должен успеть все подготовить.
-Хорошо. – Спокойно ответил Саид. - Я рад за тебя и за Лену.
-Спасибо. Но ты сам понимаешь, что по обычаю Лена должна пройти омовение в хаммаме (восточной бане) за неделю до свадьбы. Но у нас нет времени, поэтому все должно пройти сегодня. И хаммаме и «Ночь хны». И ещё. У нее нет родителей, поэтому все ритуалы, связанные с ними опусти.
-Виталий, мог и не говорить, я все понимаю. – Улыбнувшись, ответил Саид.
-Спасибо ещё раз. Зульфия и Фатима будут ей помогать, и позови самую лучшую ханану (женщина, назначенная делать татуировки). Лена должна быть самой красивой невестой на всем Востоке.
Саид молча кивнул головой и, развернувшись, вышел из покоев Виталия. -Виталь. – Позвала его Лена, которая в это время слушала их разговор. – Что, столько много всего? Я половину не разобрала, что вы говорили.
-Лен, тебе и не надо знать тонкостей. Тебе поможет Зульфия. Ты спрашивай, а она подскажет, что будет непонятно и будет говорить, что тебе делать. Только ты прямо сейчас должна пойти в свою комнату и до завтра мы больше не увидимся.
-Я не выдержу столько. – Прошептала Лена, обнимая сзади сидящего на подушках Виталия.
-Тебе будет не до меня. И ничего не бойся. Тебе поможет Зульфия.
-Ладно. Доверюсь ей. – Улыбнулась Лена,
Через два часа к Лене пришла Зульфия.
-Лен, я пришла тебя готовить. – Улыбнулась она.
-Спасибо, я так боюсь.
-Чего, глупенькая. Обряд подготовки невесты похож на сказку. Тебе понравится, и ты забудешь про свои глупые страхи.
-Расскажи мне немного. – Попросила Лена. – Что бы я хотя бы знала, что будут со мной делать.
-Хорошо. Забота о красоте невесты и подготовка её к свадьбе – основа свадебной традиции. Эта церемония имеет 2 основные цели: подготовка девушки к первой брачной ночи и посвящение её в секреты семейной жизни, ведь ты должна стать настоящей хранительницей очага. Ритуал подготовки невесты к замужеству проводится исключительно между женщинами, в интимной обстановке. Главный этап этого ритуала – омовение в хаммаме это восточная баня.
-А потом?
-Потом будет «Ночь хны».
-Хны? – Переспросила Лена.
-Да. «Ночь хны» – обряд, сопровождающийся нанесением символических татуировок хной на руки невесты. Использование хны для татуажа имеет особое магическое назначение. Согласно восточным поверьям, хна была принесена духом удачи Баракой, именно поэтому её используют перед свадьбой как символ благополучия. Хна также ассоциируется с чувственностью и плодородием, именно поэтому татуировки наносятся на руки невесты.
-А это обязательно? – Ленка посмотрела на свои ладошки, представляя на них рисунки.
-Да, делая такие татуировки, невеста как бы желает найти благосклонность и расположение в глазах своего мужа. Согласно обычаю, церемония окрашивания рук хной образно помогала молодой женщине перейти из статуса невесты в статус молодой жены. После этой церемонии возможные претенденты на твое сердце должны потерять всякую надежду просить твоей руки.
-Зуль, ну какие у меня поклонники. Я никого не знаю. – Засмеялась Лена.
-Лен. Это не имеет значение. Это ритуал.
-Ну ладно. – Вздохнула Лена. – Что там ещё?
-Символическая «Ночь хны» проходит поздно вечером и всегда в женском обществе, в доме родителей невесты, но в твоем случае она будет тут, просто ты не увидишь жениха до самой свадьбы.
-Да, сложно все у вас.
-Нет, тебе так кажется. Все не так сложно, как кажется. А теперь пошли. Тебе надо переодеться и мы отправимся в хаммаме.
-А что мне одевать?
-Вот, держи. - Зульфия протянула Лене лёгкое одеяние напоминающее пеньюар белого цвета. – И давай быстрее. Нас уже ждут.
-Ждут? Кто? – Удивилась Лена, переодеваясь в наряд принесенный Зульфией.
-До. До хаммаме, ты пойдешь в сопровождении целого кортежа. – Засмеялась девушка, глядя на то, как у Ленки каждый раз все шире открываются глаза.
-Ясно. День удивлений только начался.
-Я бы сказала, что у тебя начинается удивительная жизнь. – Улыбнулась Зульфия.
-Я уже поняла. Восток дело тонкое. – Засмеялась Лена.
Лена в сопровождении девушек шла по улице под всеобщее ликование жителей города и пением проникновенных молитв-заклинаний, обращённых к духовным заступникам молодой женщины.
-Зуль, а почему они все так воют. – Тихонько спросила Лена.
-Они молятся за тебя. – Улыбнулась Зульфия. – Этот обычай всеобщего ликования связан с древней традицией.
-А зачем столько людей, мне прямо не по себе.
- Для нас свадьба являлась церемонией, которую необходимо отмечать с особым блеском. Это знаменательное событие должно проходить в присутствии большого количества свидетелей. Поэтому собирается целый кортеж, вереницу прислужниц, которые сопровождают невесту песнопениями. Вся эта процессия будет длиться до тех пор, пока мы не придем в хаммам.
-А что это? – Лена показала на девушку, идущую рядом и держащую странный музыкальный инструмент.
-Это дербук национальный инструмент. Он главный в нашей процессии.
-Понятно, что ничего не понятно.
Зульфия улыбнулась, а Лена больше не стала задавать вопросы, а просто послушно шла в сопровождении огромной толпы людей.
Лена с кортежем подошли к небольшому зданию. Это и была и хаммам . Зайдя во внутрь Лена прошла за вереницей назначенных проводниц в тёплую парную. Две, юные, девушки открывали шествие, стоя впереди с зажжёнными свечами в каждой руке.
-Зуль, а зачем свечи? – Все так же тихо спрашивала Лена.
- Свеча символизирует собою жизнь и светлую судьбу.
-А кто эта женщина возле камня?
Это тайаба аль хаммам, банная служительница. Она откроет тебе все тайны телесной красоты.
-Это как?
-Сейчас посмотришь.
Лена прошла в центр банного зала, погружённого в клубы ароматного пара, и подошла к мраморному камню. Женщина жестом показала, что бы Лена легла на него. Не смотря на то, что это был мрамор, холода не было. Тайаба опытными руками стала делать девушке расслабляющий массаж.
После массажа, Лену провели к большой ванной, расположенной на возвышении. Поднявшись на несколько ступенек, Лена погрузилась в теплую, ароматную воду, по глади которой плавали лотосы и лилии. Проведя там какое-то время, она вышла из воды и Лену эпилировали воском и омыли, словно принцессу. Затем девушку обернули в специальную материю, пропитанную розовым маслом, а голову покрыли суконным платком. После всех необходимых процедур Лена вышла из хаммама и прошла в светлую комнату, для питья чая. Церемония продолжалась до самого вечера. И под все те же звуки благословенных молитв проводниц она вернулась домой.
Когда Лена с Зульфией и Фатимой вошли в спальню Лены, там их уже ждала ханана. Комната была наполнена нежным пением девушек.
-Это кто? – Опять спросила Лена.
-Это ханана, она будет делать татуировку.
Ханана выложила на серебряный поднос пудру из хны и два целых яйца в скорлупе. Пудру развела с водой цветков апельсинового дерева, чтобы придать смеси особый нежный аромат.
Затем поставила поднос на специальный пуф.
-Тебе сейчас нужно разбить яйца на подносе. – Прошептала Зульфия. - Это символический ритуал, означающий рождение новой жизни, семейной жизни, а впоследствии и рождение ребёнка. Яйца на Востоке – это символ новой чистой жизни. – Объяснила Зуля.
Лена улыбнувшись ей, присела на второй пуф и ногами разбила яйца на подносе. Ханана присела рядом и стала наносит хной на руки и на ноги, Лены рисунки, в виде витиеватые растения, олицетворяющие уверенность в своём счастье и светлом будущем.
-Эти временные татуировки являются талисманом, охраняющим совместную супружескую жизнь молодых. – Снова прошептала Зульфия и Лена в ответ ей благодарно улыбнулась.
Когда татуаж был нанесен, ханана «осыпала» Лену благословенными и хвалебными репликами, и снова комната наполняется пением девушек. В комнату вошел мальчик и стал на колени.
-Ты должна поцеловать его в лоб – Прошептала Зульфия. - Это ритуал важен в случае, если родственники и новобрачные хотят первенца-сына.
Лена нагнулась и поцеловала мальчишку в лоб. Он мило, по-детски улыбнулся ей и отошел в сторону. Расстелив постель, Лену уложили на кровать и с негромким пением, все покинули её спальню.
-До завтра. – Тихонько одними губами прошептала Зульфия и, Лена ели заметно, в ответ кивнула ей головой.
-Как тебе спалось? – Спросила Зульфия, когда они с Фатимой вошли утром в спальню.
-Просто чудесно. – Ответила Лена, видя, как Фатима лишь усмехнулась.
-Тогда одевайся.
Девушка протянула Лене белое платье и надела колье из цветов.
-Сегодня первый день «Ахд». – Сказала Фатима. – Это свадебное, религиозное торжество.
-А есть ещё один?
-Да и не один. – Продолжила за Фатиму Зульфия. – «Ахд» - это првый этап. Второй этап, «Ясн-э Арузи», включает в себя непосредственное празднование церемонии. Традиционно этот этап проходит в течение трёх–семи дней.
-Ого! – Воскликнула Лена. – И у вас тоже так было?
-Конечно, было. – Съязвила Фатима. Или ты думаешь, что ты особенная?
Лена промолчала, ничего не сказав в ответ, лишь вопросительно посмотрела на Зульфию, не понимая агрессии Фатимы. Девушка лишь вздохнула, взглянув на Фати.
Через полчаса в спальню вошел Виталий. Он был в белых одеждах и тоже с колье из цветов. Лена залюбовалась своим мужчиной. Белый цвет подчеркивал смуглость его кожи, а глаза становились ещё более синими и бездонными. Лена просто тонула в них и даже не заметила, как он, взяв её за руку, отвел на церемонию.
После того, как их объявили мужем и женой, молодожены вошли в большой зал, украшенный множеством цветов. Посередине стоял роскошный, низкий стол. На нем стояла масса различных фруктов, восточные сладости и, несомненно, кальян.
-Как все красиво. Стол как украшен, просто нет слов. – Как маленький ребенок, веселясь, прошептала Лена.
-Он называется «Софрех-э Ахд». – Улыбнувшись, ответил Виталий. – Он всегда располагается с восточной стороны комнаты, так как это направление восхода солнца. Символически молодожены должны быть озарены небесным светом, что сулит им семейное счастье, согласие и благоволение высших сил. – Нежно шептал ей Виталий, но Лена, просто млея от его голоса мало что понимала.
Они прошли через зал и словно король и королева, жених и невеста, сели во главе стола. Все приглашенные расположились на многочисленных подушках и мягких коврах. Приглушенный свет и аромат благовоний создавал сказочную атмосферу. Чарующая музыка востока, танцы живота, тосты, необычные номера факиров и фокусников составляли превосходную развлекательную программу.
Виталий не отрывал глаз от Лены, любуясь, как она по детски, открыто радовалась фокусам или удивлялась факирам. А он лишь смотрел на свою жену, крепче сжимал её руку и благодарил Аллаха за то, что он послал ему лучшую женщину в мире…