Бегло просматривая обсуждения сериала в интернете, я пришел к выводу, что основной спор разворачивается вокруг двух тем: а. степень достоверности сериала б. целесообразно ли эту достоверность выносить на телевидение. а. Споры вокруг первой темы - это следствие отсутствия ясности обеих сторон, о чем сериал. Я хочу внести эту ясность: сериал о ВОСПРИЯТИЯХ подростков, взрослых, учителей. Что такое "восприятия"? Это эмоции, мысли, желания. Я думаю, большинство со мной согласится, что сериал, как отражение эмоций, мыслей и желаний русских подростков, их родителей, учителей, ОЧЕНЬ достоверен. Если ко-то спешит со мной не согласиться, спешит доказать, что он и его друзья/знакомые совсем другие, то пусть не спешит.
Давайте попробуем проанализировать, какие восприятия доминируют в сериале "Школа" (пока речь о подростках)?
- Ненависть (к "тупым", "уродам", "учителям", обидчику, "зазнавшимся", "чуркам", неформалам и так далее)
- Язвительность и злорадство (постоянные обидные шутки, обзывательства, "подкалывания" и "стебания"),
- Желание насилия, садизм (проявлется в открытой физической форме, либо в скрытой, например, можно есть такой эпизод, когда один бьет другого, а остальныестоят в круг подначивают, очевидно, что те, кто подначивают испытывают то же самое желание насилия, что и те, кто дерется)
- обидчивость и, как следствие мстительность, Примерами переполнена каждая серия, так же, как каждый день в любой реально существующей школе.
- Озабоченность мнением одноклассников (как я выгляжу? что обо мне подумают?)
- Чувство собственной ущербности (особенно ярко проявлено у "изгоев", толстых, прыщавых, отстающих и так далее),
- Жалость к себе (герои постоянно жалеют себя и постоянно ищут тех, кто бы их пожалел),
- Скука (героям настолько скучно жить, что они постоянно забивают скуку сигаретами, пустопорожними разговорами, издевательствами над другими учениками, распитием спиртных напитков и так далее, по сути, современный подросток - это существо, подыхающее от скуки и не знающее чем заняться, кроме как затыкать убогими развлечениями эту скуку),
- Ревность (проявлена у всех героев, будь то ревность к другу или партнеру) и, как следствие ревности, последующая мстительность (желание узвить партнера, изменить ему, "чтобы ему стало обидно", начать дружить с другими и так далее),
Это что касается очевидно (для меня, по крайней мере, тут каждый определяет для себя) НЕГАТИВНЫХ восприятий. Если обратиться к так называемых ПОЗИТИВНЫМ эмоциям, которые испытывают наши герои, то и здесь получиться интересный список, который, конечно, тоже будет вполне отражать реалии.
- Довольство обладания вещами (телефоны, одежда и тд), вниманием партнера/друга, - Непрерывные желание производить впечатление на одноклассников (одеждой, шутками, якобы умными и многозначительными фразами, постоянным враньем). Как следствие, самодовольство, если удалось произвести впечатление
- Привязанность (к друзьям, к парню/девчонке, родителям). В фильме множество примеров всех этих форм привзанности
- чувство собственной важности (если меня хвалят, если я выделяюсь в чем-то)
- влюбленность - смесь привязанности, желания обладания, довольство (когда объект со мной), грусти и обиды (когда он с другим), ревности и так далее. Думаю, каждый сам легко может продолжить список того, что составляет влюбленность.
Попробуйте продолжить мой список самостоятельно. Моя задача - это не произвести полный учет восприятий подростка, отраженных в фильме, а показать, что фильм абсолютно достоверен, потому что именно такие восприятия доминируют у подростков в реальной жизни. И если кто-то, из учащихся сейчас мне скажет, что это, мол, не про него, то это будет для меня означать только одно: что он воображает себя тем, чем не является.
Ну а такие частности, как количество драк, степень свободомыслия на уроках, количество тех или иных типов личности в каждой отдельной школе, конечно варьируются, но разве это "отличие", когда доминирующие восприятия везде ОДНИ И ТЕ ЖЕ? Итак, я считаю что внес полную ясность в вопрос достоверности сериала (с точки зрения жизни подростка) Гай Германки "Школа". А взрослых и учителей я коснусь позже, немного во второй части и может потом в отдельной статье.
Б. Теперь хочу выразить свою точку зрения по второму вопросу: целесообразно ли выносить эту реальность на телевидение? Частая ошибка спорящих сторон заключается в том, что они обсуждают целесообразность раньше, чем пришли к общему определению цели. Во-первых, что может быть целесообрно для одних целей, может быть вредно для других. У разных людей разные цели. Например, для продюссеров основная цель - прибыль, для госучреждений - их престиж, для актеров - заработок, для зрителя - провести время, для моралиста - воспитание духовных ценностей и так далее. В спорах все это сваливается в одну кучу и получается каша, чаще всего ругань.
Для примера рассмотрю интересы госудаства, тем более, что фильм идет на госудаственном канале и, вроде как, защищает его, госудаства, интересы.
В моем дилетантском понимании, одной из основных задач существующей власти (а в России говорят "государство" - подразумевают властьимущих) - это укрепление своего престижа, укрепление позитивного отношения к себе, к своим институтам и к своим представителям в этих институтах. С этой точки зрения сериал "Школа" абсолютно вреден, потому что он подрывает престиж одного из главных институтов государства - школы и у адекватного зрителя не вызывает ничего, кроме отвращения, к представителям этого института - учителям. Каким образом чиновники не заметили такой "диверсии", как метко выразился коммунист Зюганов, мне не ясно, но так или иначе сериал скорее служит целям тех, кто считает школу анахронизмом, изжившим себя, и желает его скорейшего развала. К последним принадлежу я, почему расскажу как-нибудь потом.
Дани Азимов