ПРОСТО ПРОЧИТАЕТЕ! ЭТО НЕ ФИК! ПРОСТО РАССКАЗ! В воздухе пахло осенью, а вино горчило. Быть может, дело было именно в этом запахе, убивающем всякую надежду на лучшее.
Это было деловое свидание, по крайней мере, ей хотелось так думать. Впервые за три месяца ей предложили работу, и хотя о деньгах речь даже не шла, она с радостью согласилась. Людям нужен стимул для того, чтобы начать бороться. И чаще всего, этот стимул находится где-то вне.
- Ты когда-нибудь писала сценарии?
- Нет.
- А читала?
Когда-то она собиралась прочитать сценарий к «Криминальному чтиву». Но, кажется, так этого и не сделала.
- Да.
- Значит, сможешь написать сценарий для короткометражки?
- Типа минимуви? Это легко.
- Не так легко, как ты думаешь. Нужна история с двойным дном. Герои встречаются в кафе, разговаривают, а в конце их роли меняются. Тот, кто казался слабым и зависимым в начале, вдруг оказывается хозяином положения. Понимаешь, о чем я?
- Кажется, да.
- И там должны быть очень нобычные диалоги. Примерно как у Джармуша.
- Нечто абсурдное?
- Возможно, да.
- Кто мои герои?
- Актер и продюсер. Или банковский служащий и его школьный приятель. Возможно, две подруги. Все зависит от тебя, не буду навязывать свое видение.
- Тогда, пусть будут мужчина и женщина. Влюбленные.
- Очень хорошо. И в конце все должно перевернуться с ног на голову, ты понимаешь?
- Да.
- Будет здорво, если у тебя получится.
- До сих пор не понимаю, почему вы решили попросить именно меня.
- Мне нравится, как ты пишешь. К тому же,хотелось увидеть тебя в реальности.
- Не разочарованы?
- Нет. Уверен, что ты сможешь создать что-то неординарное. Как только тебе придет в голову какая-нибудь история, сразу пиши. Мой адрес ты знаешь. Не забудь, что я тебе сказал. История с двойным дном.
- И смена ролей.
- Именно.
Он поцеловла ее в щеку и быстро ушел. В груди что-то едва кольнуло, но так часто бывает, когда приходится расставаться с кем-то, кто тебе нравится. Неконтролируемая реакция на неосознанную симпатию.
Или обычный общечеловеческий эгоизм. Из центра вселенной она превратилась в блуждающий огонек. Обычный посетитель в полупустом кафе.
Достав карандаш, Анна записала несколько строк. Мысли путались, хотя в ее пальцах появилась новая сила. Круги и линии завораживали чистотой. Но их нужно было срочно сложить в слова.
Весь вечер Анна бродила по квартире, пытаясь выстроить четкий и складный сюжет, но в голову лез какой-то слащавый бред. Ближе к полночи она наконец приступила к работе.
Сценарий №1
Кафе, утро, большая часть столиков свободна. За столиком мужчина и молодая девушка. Они спорят.
- Мне надоело, что все вокруг считают меня хорошей. И ты в том числе. Я устала.
- Устала от того, что люди ценят твои лучшие качества?
- Нет, я устала от того, что все вокруг заблуждаются.
- Брось говорить ерунду. Я знаю мало таких людей, как ты.
- Каких таких, Макс?
- Добрых, отзывчивых. Людей, которые не равнодушны к чужим проблемам.
- Да откуда ты знаешь, что я не равнодушна.
- Если бы тебе было наплевать, ты бы не убивала по 15 часов в неделю на волонтерство. Или тебе нравится менять утки больным бабушкам?
- Не вижу в этом особо героизма.
- Я бы не смог. И многие бы не смогли.
- Меня вот-вот стошнит.
- Ты просто слишком много пила прошлой ночью.
- Нет. Я просто вспомнила все пошлые тосты, которые пришлось выслушать за столом. Почему в половине из них меня называют исключительно прекрасным другом? Кто сказал, что это мое амплуа?
- Не понимаю, из-за чего ты так переживаешь.
- А зря.
- Тебя кто-то вчера обидел? Я что-то не то сказал? Почему ты завела этот разговор?
- Просто мне надоело.
- Что надоело?
- Все. И кстати, я переспала с твои другом. Вчера, прямо на вечеринке. И выбросила за дверь твою кошку.
- Ты не могла этого сделать, Аня!
- Еще как могла.
- Но для чего? Зачем?
- Чтобы добавить долбанной непредсказуемости в твою долбанную жизнь.
Опрокидывает на парня горячий кофе и уходит.
Дописав, Анна отправила сценарий и решила немного поспать. Поменяв 26 разных одинаково неудобынх поз и сбросив на пол подушку, она решила снова включить компъютер, чтобы записать обрывки полуночных мыслей. Неконтролируемый полуэротический бред с гомосексуальным оттенком.
Вбив в редактор несколько сомнительных литературных сравнений, она проверила почту. Письмо от Максима состояло из двух строк:
«Вторично, но я верю, что ты можешь лучше. Попытайся еще раз».
Сон улетучился за секунды, Анне безумно захотелось курить. После 2 чашек кофе к ней почти вернулась ясность ума, хотя идей по-прежнему не было.
Фак! Надо привести мысли в порядок. Или, наоборот, создать в них полнейший хаос?
Сценарий 2
Девушка, мужчина. Кафе, вечер.
- То, что ты пишешь — слишком вторично. Ты не прдумываешь никакой собственной мифологии, у тебя даже нет стиля.
- Я продукт массовой культуры. У меня не может быть своего стиля. На мне попсовые шмотки и помада, которая рекламируется на плакатах по всему городу. Чего ты от меня хочешь?
- Оригинальности.
- Сейчас между оригинальностью и банальностью слишком много общего.
- Есть вещи, которые бьют на повал всех.
- Какие?
- Ну, гомосексуальнсоть.
- Было в Факинг Омуле.
- Мужская гомосексуальность.
- Дурное воспитание? Горбатая гора?
- Трудности взросления?
- Игби идет ко дну.
- Отношения между людьми разного возраста.
- Чтец?!
- Красота обыденных вещей?
- Жизнь ка чудо?
- Непонятная хуйня, которая все равно соберет все награды.
- Берлинский кинофестиваль, последние 5 лет.
- Мрачная российская действительность?
- Девочки?
- Мрачная!
- Однажды в провинции?
- Просто любовь?
- Любовь.
- Пипец.
- А я о чем.
- А как насчет тотального абсурда? Или удручающей безнадеги?
- Это трудно уложить в 5 минут.
- Да, трудно.
- Могу тебе предложить снять фильм про героев, которые вообще не разговаривают.
- А что они делают?
- Записывают друг другу треки на i-pod.
- Зашифровывают послания в тексты?
- Нет. Они записывают только электронную музыку без текстов.
- Тогда в чем смысл?
- В широте интерпретации.
- Никто ни хуа не поймет.
- Ты сам просил что-нибудь абсурдное, не банальное и не вторичное.
- Ну, не настолько.
- Ок, еще есть сценарий про девушку и ангела.
- Девушку и ангела?
- Да.
- И в чем суть?
- Девушка хочет совершить самоубийство из-за несчастной любви и встречает ангела, который ее отговариват. Ангел выгядит как бомжеватый городской сумасшедший или опустившийся интеллигент.
- Отлично!
- Отлично?!
- Именно то, что нам нужно.
- Писать?
- Пиши.
- кофе?
В ответ Анна получает весьма короткое, но ясное послание. «Ты очень талантливая, я тобой восхищаюсь. Но это не совсем то, что я от тебя ждал. Кажется, ты обещала немного романтики, а? Свидание? Поробуй еще раз, я буду очень благодарен».
Еще неделю она почти не спит, пытаясь выжать из себя хоть что-то гениальное.
Сценарий 3
Ночь, кафе, двое, играет chill.
- Я не понимаю, как ты могла это сделать. В голове не укладывается.
- Такое чувство, что я кого-то убила.
- Лучше бы ты меня убила.
- Я думала и над таким финалом.
- Это не смешно.
- Неужели ты ни капли не польщен?
- Польщен?! Я до сих пор в состоянии шока. И не знаю, что говорить друзьям.
- Кого волнуют твои друзья.
- К примеру, меня. Хотя, какое тебе дело. Ты чудовищная эгоистка. Используешь людей и выбрасываешь, как одноразовую посуду. Ты выжала из меня совершенно все.
- Ты говоришь глупости.
- Я говорю то, что чувствую.
- То есть тебя это так задело?
- Да.
- Почему?
- Теперь я сам себе кажусь моральным уродом.
- Это не так.
- Так.
- С чего ты взял?
- Перечитал несколько раз сцену с изнасилованием. Я никогда с тобой так не обращался!
- Это не изнасилование. Просто жестокий секс. К тому же, что-то такое было. Пару лет назад.
- Ты тогда случайно ударилась головой о спинку кровати.
- Все равно.
- По твоей милости я выгляжу извращенцем!
- Это художественный вымысел.
- Кто-нибудь знает, где заканчивается художественный вымысел и начинается правда? И где именно ты немного приукрасила истину?
- А зачем им все это знать?
- Да так. На всякий случай.
- Правда, Макс, я не хотела тебя обижать. Это просто творческое использование воспоминаний. У меня накопился отличный материал, я не могла его просто слить. Его нужно бло ка-кто использовать.
- Твое любимое слово — использовать.
- Глупо цепляться к словам. Это единственное, что есть у писателя.
- Ты — не писатель.
- Интересно, а кто же?
- Циничная, жестокая, эгоистичная сука. И я тебя ненавижу.
- У тебя сейчас забавное лицо, правда. Не видела тебя таким.
- И не увидишь. Не хочу иметь с тобой больше ничего общего.
- Дело твое. Кстати, не возражаешь, если я вставлю наш диалог в какой-нибудь из своих рассказов? Мне кажется, получится динамично.
Парень срывается с места и уходит, девушка смеется.
Максим пишет, что сценарий неплохой, но слишком короткий и без интриги. Анна предлагает выпить кофе и обсудить все еще раз.
Новые туфли жмут, но Анна полна решимости поставить все точки и запятые. Она пьет кофе большими глотками и прислушивается к стуку собственного сердца.
- За последнюю неделю я очень устала. Вам не нравится все, что я пишу.
- Мне очень нравится. Просто я знаю, что ты способна на большее.
- Может быть, но у меня нет сил переписываться тексты вечно. Остался последний сценарий, который пришел мне в голову буквально вчера. Думаю, на нем я и закончу свою работу. Если вам не понравится — ищите другого автора.
- И что же ты написала?
- Я написала историю про мужчину и девушку, которая пытается придумать оригинальный сценарий. Поначалу у нее ничего не получается, но постепенно к ней приходит мастерство и она пишет более удачные тексты. Каждый день она отправляет их мужчине и каждый раз с замиранием сердца ждет, что он ответит. Она боится быть отвергунтой потому что каждая строчка — это часть ее самой. В конце концов, она безумно влюбляется и приходит к нему посреди ночи с кипой бумаг, чтобы покзаать свой самый лучший сценарий, который она смогла написать. В глубине души она уверена, что это именно то, что нужно.
Когда мужчина открывает дверь, девушка понимает, что он не один. Она не устраивает истерик, просто улыбается и говорит, что перезвонит ему днем. На улице, вытирая слезы и докуривая последнюю сигарету, она разрывает листы в клочья.
- Отличная идея, ты пришлешь мне сценарий?
- Боюсь, что не смогу этого сделать.
- Почему?
- Потому что в финале, в самом конце, девушка в клочья разрывает текст...